10°C Монреаль
вторник, 16 апреля

«Но откладывать жизнь никак нельзя»

21 мая 2021 • Мы здесь живем

«Но откладывать жизнь  никак нельзя»
ФОТО: ROBERT SKINNER, LA PRESSE
Как пандемия повлияла на демографическую картину в Квебеке

1984 г., незадолго до горбачевской перестройки, на советские телеэкраны вышел фильм «Мэри Поппинс, до свидания!». Обаятельная пародия в стиле «british», снятая кинорежиссером Леонидом Квинихидзе по мотивам книг Памелы Трэверс, прекрасно подобранные актеры (Наталия Андрейченко, Лариса Удовиченко, Альберт Филозов, Олег Табаков и др.) и музыка Максима Дунаевского сделали свое дело. Фильм приобрел огромную популярность у детей и взрослых.

В картине, среди прочих, звучала песня «Непогода» (автор текста – Наум Олев). В ней шла речь о том, что из-за метеоневзгод, которые «нынче в моде», приходится «по полгода» сидеть по домам едва ли не взаперти. Молодой эстонский артист Лембит Ульфсак, слегка напоминавший обликом Джона Леннона, пел с гитарой в руках: 

Грома грозные раскаты
От заката до восхода.
За грехи людские плата
Непогода, непогода.
Не ангина, не простуда,
Посерьезнее беда.
Полгода плохая погода
Полгода совсем никуда.

Впрочем, за кадром звучал голос не Ульфсака, а профессионального музыканта, рокера из театра им. Ленинского комсомола Павла Смеяна, быстро входившего в моду. Наиболее продвинутые зрители ( в основном, из молодого поколения) усмотрели в «Непогоде» скрытый намек на свою тусклую жизнь за железным занавесом. 
Однако несмотря на присущую ему  меланхолию, это сочинение не воспринималось как полностью упадническое: в нем было главное - надежда, которая выражалась, кстати, и в звучании дополнительного – женского – голоса (Наталия Ветлицкая), подпевавшего:

Но знай, что где-то там
Кто-то ищет тебя среди дождя.

Получалось, что весь этот «непроходняк» - не окончателен: нужно лишь дождаться кого-то близкого тебе по духу (девушки симпатичной или хорошего парня) и, глядишь, – вместе все преодолеем!

Лембит Ульфсак в телефильме « Мэри Поппинс, до свидания!»

 

Песня о непогоде («не ангина, не простуда, посерьезнее беда») вспомнилась в связи с состоянием подавленности, охватившим множество людей на фоне затянувшейся пандемии короновирусной инфекции. 

Ежедневные сводки о заболеваемости и смертности, разнообразных санитарных мерах и ограничениях, а также о вакцинации, вызвавшей ряд кривотолков, встали в центр повседневной жизни, из которой враз оказалось исключенным многое из того, что составляло ее смысл. 
Но вот, кажется, среди затянувшихся сумерек забрезжил рассвет, и специалисты в области социологии и демографии начали подводить первые итоги о со­стоянии провинции Квебек. Для наглядности они сравнили 2020 г. с «доковидным» 2019 г. Некоторые результаты на прошлой неделе опубликовала газета «La Presse».

 

Сколько умерло ?
Это, конечно, главный вопрос. Ведь именно риск смерти от этой недостаточно изученной болезни объяснял весь комплекс доселе невиданных запретов и ограничений.

По подсчетам Квебекского статистического института, в 2020 г. в провинции скончалось 74 550 чел. (в 2019 г. - 67 800 чел.). Иными словами, панедмия КОВИД -19 определенно повлияла на смертность. В 2020 г. в сравнении с 2019 г. она повысилась на 9 %. Впрочем, как указывает специалист Института Шанталь Жирар, смертность в провинции вообще возрастает. Причина? неуклонное старение населения. Однако, признает она, 9 %, отмеченные в 2020 г., - явление исключительное, поскольку в среднем ежегодный прирост смертности за последнее десятилетие был равен 2%. 

Как известно, рост смертности в Квебеке трагическим образом подскочил в начале первой волны. Помните отчаянную ситуацию в домах престарелых? Между 22 марта и 6 июня 2020 г. в Квебеке был зарегистрирован гигантский прирост умерших: плюс 33% . Впрочем, это не означает, что все скончавшиеся ушли из жизни исключительно из-за КОВИДа-19. Причины, похоже, были разными. Статистические данные, относящиеся к смертности от этой болезни, еще ждут публикации. Однако уже подчитано, что больше всех в первые месяцы пандемии пострадало население Монреаля и Лаваля, на которые пришлось 97% всех смертей. « Во время первой волны была полная катасторфа, - подвел итог профессор социологического факульета Университета Лаваля Ришар Марку. - Но во вторую и третью волну ничего подобного уже не случилось. С июня по октябрь 2020 г., число умерших снизилось до обыденного уровня (т.е. до 2019 г.).

 

Сколько родилось?
В 2020 г. число новорожденных в Квебеке понизилось до 81 850 чел. (в 2019 здесь родилось 84 309 малышей).

Снижение рождаемости стало ощутимым к концу 2020 г., иными словами, 9 месяцев спустя после начала пандемии. «Цифры указывают, что в обстановке неопределенности рождаемость всегда падает. То же явление было отмечено и во время экономического кризиса 2008 г.», - комментирует демограф из Канадского управления статистики Патрик Шарбонно. Однако с окончанием пандемии специалисты ожидают возобновления роста рождаемости. Так бывало всегда. Самый яркий пример – беспрецедентный baby-boom после окончания Второй мировой войны.

 

Сколько бракосочетаний?
С этим, пожалуй, - похуже. Впрочем, и в «доковидные» времена Квебек не был чемпионом по части матримониальных дел. Замечено, что в последние десятилетия в англоязычной Канаде люди охотнее женятся и выходят замуж. Но 2020 г. в Квебеке было зарегистрировано рекордно низкое число: всего-то 11 350 бракосочетаний! Это вполовину меньше, чем в предыдущем 2019-ом. Согласно мнению Шанталь Жирар, уменьшением числа браков частично можно объяснть и снижение рождаемости в 2020-ом. «В некоторых социальных группах, бракосочетание связано с предстоящим рождением детей, поскольку брак рассматривается как первый этап создания семьи», - отмечает она. 

 

А что с иммигрантами?
Сколько новоприбывших было принято в Квебеке? В 2020 г. - 25 223 тыс. Если сравнить с 2019 г. (40 565 чел.), то выходит, что вдвое меньше. Почему, ясно всякому. Первая и главная причина : закрытие границ. В апреле 2020 г. в сравнении с апрелем 2019 г. падение иммиграции достигло 94%. В мае и июне 2020 г. впускать иммигрантов все же понемногу начали: разница с 2019 г. сократилась до 60%. Однако, как считает демограф Марку, в ближайшие годы провинция вновь распахнет двери перед новыми иммигрантами. Остается лишь открытым вопрос о методе их отбора, лингвистических и профессиональных навыках и т.п. Уже сейчас начались дебаты по этому вопросу.


Как в 1916 г. 
Демографы вывдинули на первый план одну дату, которая, что называется, бьет не в бровь, а в глаз. Это 1916 г. - год, когда полным ходом шла Первая мировая война. Ныне его сравнивают с ковидным 2020 г. Ведь, как и в 1916 г., Канада (и все ее провинции, где Квебек – не исключение), не знала столь низкого уровня демографического роста. 

 

Сколько нас живет в Квебеке?
Вскоре мы получим новые данные всеобщей переписи населения. Но уже известно, что на 1 января 2021 г. в провинции зарегистрировано 8 576 000 чел. Много это или мало? 1 января 2019 г. нас было 8 557 000 чел., т.е. все же прибавилось 17 900 тыс., хотя такой прирост в три раза меньше того, что был годом раньше. Резкое уменьшение иммиграции в сочетании со смертностью в первые месяцы пандемии и спад рождаемости привели к такому результату. Но так ли он непоправим? По мнению специалистов в области демографии, при благоприятных обстоятельствах и поддержке иммиграционной политики цифры прироста населения должны вновь пойти верх. 

Кто-то, прочитав вышеизложенное, воскликнет в сердцах: «Да что цифры? За ушедший год я многого лишился: связи с родными и близкими, потерял источник дохода, ребенок мой отбился от рук. Попробуй теперь все восстановить!» 
Но, как известно, уныние – плохое дело! Вспомним, что пели в финале того же чудесного фильма:

Сотни лет, и день и ночь вращается
карусель-Земля
Сотни лет, и ветер возвращается
На круги своя.

Прогнозы квебекских демографов не противоречат этим словам. 

Автор: Людмила Пружанская

Новости Монреаля: получайте самую важную информацию первыми

* indicates required